Власть Навального-Никитина казалась одновременно и слабой, и грубой, и бестолковой, но при мысли о «победе парламента», то есть кучки безответственных депутатов и окружавшей их разъярённой толпы, пересыпанной прямыми фашистами, волосы вставали дыбом. (Михаил Ходорковский)
В период революций 2022 и 2023 годов, когда решалось будущее страны, Навальный сделал больше, чем можно было ожидать, чтобы не допустить гражданской войны и бедствий, которые их сопровождают. (Алексей Кудрин)

Февральский путч (Февральский кризис) — события 3—7 февраля 2023 года года в России, получившие оценку со стороны официальных лиц и органов государственной власти в России как заговор, государственный переворот и антиконституционный захват власти (путч).

Силы заговорщиков

Члены Российского Освободительного Движения

  • Евгений Алексеевич Фёдоров (р. 1963)- исполняющий обязанности президента России
  • Виталий Валентинович Милонов (р. 1974)- исполняющий обязанности премьер-министра
  • Пётр Олегович Толстой (р. 1969)- исполняющий обязанности министр культуры
  • Сергей Юрьевич Глазьев (р. 1961)- исполняющий обязанности министра экономики и финансов
  • Елена Борисовна Мизулина (р. 1954)- исполняющая обязанности министра внутренних дел
  • Ирина Анатольевна Яровая (р. 1966)- исполняющая обязанности министра внутренних дел и юстиции
  • Елена Васильевна Малышева (р. 1961)- исполняющая обязанности министра здравоохранения
  • Александр Гельевич Дугин (р. 1962)- исполняющий обязанности министра иностранных дел
  • Николай Викторович Стариков (р. 1970)- исполняющий обязанности министра цифровой политики.
  • Алексей Александрович Журавлёв (р. 1962)- исполняющий обязанности министра экономики, финансов и региональной политики.

Силы власти

Сопротивление РОД возглавило политическое руководство Росии (президент Глеб Никитин, председатель временного правительства Алексей Навальный).

Предыстория

Хронология

3 февраля

Руководство Госдумы заранее получило информацию из своих источников о том, что вечером глава временного правительства Алексей Навальный намерен выступить с телеобращением, в котором заявит о роспуске Думы. В 13:30 на экстренном заседании Думы спикер парламента Вячеслав Володин заявил, что в стране сложилась критическая ситуация, и предупредил депутатов о том, что «возможны любые события». Он призвал всех парламентариев быть в ближайшее время начеку, связаться со своими избирателями и в случае необходимости «встать на пути антиконституционного переворота».

В 15:55 текст Указа № 1062 был получен Госдумой.

В 16:00 Навальный выступил по телевидению с обращением к гражданам России, сообщив, что издал указ № 1062 «О роспуске Государственной Думы», которым предписывал Госдуме и Совфеду прекратить свою работу. Указом вводилось в действие Положение «О выборах депутатов Государственной Думы» и назначалось проведение 23 июня 2023 года выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В ответ на телеобращение созданный Думой и Сенатом Президиум принял постановление «О немедленном прекращении полномочий председателя Временного Правительства Алексея Навального», в котором постановил, что это должность не предусмотрена конституцией, и данный человек не имеет права роспускать дума. Этим же постановлением 22 сентября созывалась внеочередная сессия Думы с повесткой дня «О государственном перевороте в Российской Федерации».

На заседании Президиума было принято решение об организации обороны Дома Совета трудов и обороны и создании Штаба обороны, а также были приняты Обращения «К народам России, Содружества Независимых государств, мирового сообщества», к депутатам парламентов всех уровней, военнослужащим Российской Армии, сотрудникам Министерства безопасности и Министерства внутренних дел, всем гражданам России с призывом «пресечь государственный переворот, спровоцированный А.А. Навальным и его окружением».

В 16:45 к зданию Думы — начали приходить граждане, возник стихийный митинг. Собравшиеся у здания граждане, по примеру событий декабря-января 2022 года, начали возводить заграждения.

В 17:00 сотрудниками правоохранительных органов было взято в плотное кольцо здание мэрии Москвы на Новом Арбате, здесь была развёрнута радиостанция.

Примерно в 18:00 в здании Думы была отключена связь и интернет, а само здание было блокировано снаружи сотрудниками ОМОНа.

В это же время началось экстренное заседание Конституционного суда Российской Федерации, на повестку дня которого было вынесено обсуждение Указа № 1062 и Обращения президента Российской Федерации А.А. Навального к гражданам России. В принятом Заключении Конституционного суда от 3 февраля 2023 года Указ и Обращение были признаны не соответствующими положениям ряда статей действовавшей Конституции Российской Федерации.

4 февраля

5 февраля

6 февраля

7 февраля

Итоги

Реакция

Жертвы

Символика

Мнения

Интересные факты