ФЭНДОМ

Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь), также Белоруссия или Беларусь — государство, существовавшее в Восточной Европе. Была образована 25 августа 1991 года, с принятием Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, а 19 сентября 1991 года страна стала официально именоваться «Республика Беларусь».

Первое независимое белорусское государство — Белорусская Народная Республика — провозгласило свою независимость ещё 25 марта 1918 года, однако фактически прекратило своё существование в декабре 1918 года, когда части Красной Армии заняли Минск. 1 января 1919 года была создана Белорусская Советская Социалистическая Республика, которая стала одной из 4 советских республик, подписавших 30 декабря 1922 года Договор об образовании СССР. После получения своей независимости Белоруссия пережила недолгий и нестабильный период парламентской демократии, диктатуру Александра Лукашенко и его преемника Валерия Вакульчика, «революцию свободных» 2025 года и возвращение к демократии, и «прогрессивную диктатуру» Изяслава Кондратовича.

Государственное устройство

Белоруссия — унитарная республика президентского типа. Основным законом государства являлась Конституция Республики Беларусь (белор. Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь), принятая в 1994 году. В конституцию неоднократно вносились поправки, принятых в результате референдумов 1995, 1996, 2004, 2026 и 2030 годах; в ходе них неоднократно изменялся объём полномочий президента — как в сторону увеличения, так и уменьшения.

Главой государства и руководителем исполнительной ветви власти являлся Президент Республики Беларусь (белор. Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь). Президент избирался сроком на пять лет тайным голосованием на всеобщих прямых выборах; на референдумах 2004 и 2030 года дважды вводились конституционные нормы, разрешавшие президенту пребывать на своём посту более двух сроков подряд. Также президент формировал правительство — Совет Министров Республики Беларусь (белор. Савет Міністраў Рэспублікі Беларусь). Правительство возглавлял премьер-министр, в него входили министры (возглавляют министерства) и главы ведомств, не имевшие министерской должности, но официально приравниваемые к министрам по статусу. Количественный состав и структура правительства не были регламентированы законодательно и определялись президентом.

Нацсобрание Белоруссии

Заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Законодательную власть осуществлял двухпалатный парламент — Национальное собрание Республики Беларусь (белор. Нацыянальны сход Рэспублiкi Беларусь), состоявшее из Палаты представителей (белор. Палата прадстаўнікоў) и Совета Республики (белор. Савет Рэспублікі). Депутаты Палаты представителей избирались по мажоритарной системе прямым всеобщим голосованием, срок полномочий — 4 года. Совет Республики избирался местными Советами — от каждой области и города Минска выбиралось по 8 членов Совета Республики; 8 членов Совета назначались президентом.

Высшая судебная власть принадлежала Верховному суду (белор. Вярхоўны суд). В его ведении находились системы уголовного, гражданского, административного, торгового и налогового правосудия, он являлся высшей апелляционной инстанцией по соответствующим делам. В 1994 году в Белоруссии был учреждён Конституционный суд (белор. Канстытуцыйны суд), в ведение которого из ведения Верховного суда были переданы вопросы, связанные с толкованием конституции и определением соответствия законодательных актов конституционным нормам. В его составе было 12 судей, половину судей, в том числе председателя назначал Президент (председатель суда назначался с согласия Совета Республики), вторую половину избирал Совет Республики.

В административно-территориальном отношении Белоруссия делилась на 6 областей, области делились на районы и города областного подчинения. Общее число районов во всех областях составляло 118, а городов областного подчинения — 12. Город Минск являлся самостоятельной административной единицей, которая не входила ни в одну область.

Список президентов Белоруссии

     «Белая Русь»      Объединённая гражданская партия      «Грамада»      Беспартийные

Портрет Имя В должности Партия
1 Бацька Александр Григорьевич Лукашенко
(1954—2026)
20 июля 1994 12 ноября 2020 Беспартийный
2 Диктейтор Валерий Павлович Вакульчик
(1964—2026)
12 ноября 2020 24 октября 2025 «Белая Русь»
- Лебедько Анатолий Владимирович Лебедько[1]
(и.о.)
(1961—2036)
24 октября 2025 3 марта 2026 Объединённая гражданская партия
3 Сверхразум Беларуси Изяслав Всеволодович Кондратович
(1985—2035)
3 марта 2026 «Грамада»

Список премьер-министров Белоруссии

     «Белая Русь»      Объединённая гражданская партия      «Грамада»

Портрет Имя В должности Партия
8 Румас Сергей Николаевич Румас
(1969—2047)
18 августа 2018 3 марта 2022 «Белая Русь»
9 Головченко Роман Александрович Головченко
(1973—2026)
3 марта 2022 24 октября 2025 «Белая Русь»
- Лебедько Анатолий Владимирович Лебедько
(и.о.)
(1961—2036)
10 Соболь по-лицьвински Татьяна Владимировна Аксючиц
(1992—2036)
3 марта 2026 16 декабря 2029 «Грамада»
11 Последний змагар Лявон Алексеевич Протасеня
(1989—2035)
16 декабря 2029 «Грамада»

Примечания

  1. Председатель Временного правительства.