ФЭНДОМ

Именно в огне ноября двадцать шестого по-настоящему родилось наше движение, наш Легион. Тогда, в борьбе с режимом Навального, явившим миру свою антинародную сущность, свой звериный, кровавый оскал, в русском народе и в первую очередь в наших легионерах родилась воля к будущей победе. (Николай Благовещенский)
Кровавая бойня, которую устроили националисты-радикалы, показала, насколько ошибочно было надеяться на то, что они будут добиваться своих целей законными методами. Теперь наша задача — защитить молодую российскую демократию от посягательств со стороны экстремистов правого толка, направить Россию по пути свободы, прогресса и терпимости, и уважать права всех граждан нашей страны. (Леонид Волков)

Ноябрьское восстание 2026 года, также известное как Ноябрьский путч и «Чёрный ноябрь» — массовые акции протеста в двух крупнейших городах России, Москве и Санкт-Петербурге, организованные националистическими силами во главе с председателем общественного движения «Новороссия» Игорем Стрелковым против внешней и внутренней политики президента Алексея Навального и его правительства.

Восстание началось 4 ноября 2026 года, в День народного единства; в ходе традиционного «русского марша» националисты организовали протестную манифестацию и перешли к столкновениям с полицией, а местами — и к погромам. Основная масса протестующих выдвинулась к Кремлю и Дому Правительства, выдвинув требования прекращения «антинародной» внутренней и внешней политики, выражавшейся, в частности, в прекращении помощи повстанцам на юго-востоке Украины, чрезмерных уступках Евросоюзу на международной арене и недостаточно эффективной миграционной политике.

Акция протеста продлилась два дня; в ходе неё националистам противостояли как силы полиции и Национальной гвардии России, так и проправительственные и леворадикальные организации. В конце концов, восстание было подавлено, а его лидеры — арестованы.

Ноябрьское восстание привело к переменам во внутренней политике РФ — так, правительство теперь отказалось от прежней политики «заигрывания» с национализмом, запретило многие из праворадикальных организаций и ввело репрессивные меры за «преступления ненависти». Также восстание спровоцировало рост популярности ультраправых организаций, в особенности Легиона Святого Георгия, и стало своеобразной репетицией государственного переворота 2031 года.

Предпосылки и причины

В начале XXI века русский национализм стал стремительно набирать популярность в народе, чему способствовали рост трудовой миграции и вызванные им межэтнические конфликты. Националисты принимали участие в митингах и массовых беспорядках, что вызвало жёсткое противодействие со стороны властей, в результате которого часть националистов и национал-патриотов ушла в подполье, часть отошла от активной политической деятельности, а часть перешла на сторону действующей власти. Маргинализации русского национализма способствовала также разрозненность националистических организаций и многочисленные противоречия между ними.

После Снежной революции и смены власти в России национализм вновь вышел на политическую арену. Этому способствовал ряд факторов — среди них были отмена «экстремистских» статей Уголовного кодекса, освобождение ряда деятелей националистического движения, таких как Максим Марцинкевич, Дмитрий Дёмушкин, Александр Белов, Владимир Квачков и пр. Даже правящий режим активно заигрывал с националистической риторикой — в частности, был введён визовый режим со странами Закавказья и Средней Азии, а сам президент Алексей Навальный заявлял о «разделённом русском народе» и своей «готовности защитить права русских». Часть парламентских партий, таких как ЛДПР и «Сила России», открыто позиционировали себя как национал-патриотические.

Недогенерал

Игорь Стрелков, лидер ОД «Новороссия»

Однако далеко не всё в политике правительства устраивало националистов разного толка. Так, заключение Третьего минского соглашения, которое привело к фактической «сдаче» Донбасса Украине, вызвало недовольство подавляющего большинства участников национального движения, многие из которых сами были участниками войны на Донбассе на стороне непризнанных республик. Так, руководитель общественного движения «Новороссия» Игорь Иванович Стрелков (он же Игорь Всеволодович Гиркин) выпустил резонансное интернет-обращение, в котором открыто обвинил главу государства в измене Родине и предательстве русского народа; ему вторили прочие общественные деятели и блогеры патриотической направленности.

«Слив Донбасса» был не единственной причиной недовольства националистов — ими также двигало неприятие внутренней политики в РФ. Введение визового режима со Средней Азией они рассматривали как полумеру, которая к тому же лишь незначительно уменьшила поток мигрантов, и требовали от правительства более решительных действий. Наконец, играло роль и банальное желание правых получить власть, особенно учитывая радикальную направленность многих из них, в частности «Орлов Нации» Максима «Тесака» Марцинкевича и Легиона Святого Георгия во главе с Николаем «Цезарем» Благовещенским.

События в Москве

4 ноября

4 ноября 2026 года, в День народного единства, в Москве и других крупных городах России должен был пройти традиционный «русский марш» — ежегодное шествие представителей русских националистических организаций. Ничто не предвещало для правительства бури, разве что число организаций, подавших заявку на своё участие в марше, было неожиданно большим: среди них были и ОД «Новороссия», и Национал-демократическая партия во главе с Константином Крыловым, и квачковское «Народное ополчение имени Минина и Пожарского», и православно-монархическая партия «Великая Россия», и даже христианско-либертарианское «Православное действие» во главе с Дмитрием «Энтео» Цорионовым. Помимо них, в торжествах по поводу праздника планировали принять участие сама «Россия будущего», её молодёжная организация и так называемые «Отряды Навального» — естественно, они планировали провести эти мероприятия в другом месте, нежели националисты.

Марш

«Русский марш» в центре Москвы

В 12 часов дня по Набережной Тараса Шевченко началось шествие основной колонны митингующих во главе с Игорем Стрелковым, Владимиром Квачковым, Константином Крыловым, Александром Беловым, Дмитрием Дёмушкиным и Егором Просвирниным. Поначалу шествие проходило относительно мирно, отряды полиции, сопровождавшие митинг, были на удивление малочисленными и старались находиться вдали от митингующих. Однако около 13 часов 15 минут на Новоарбатском мосту колонна встретилась с отрядом так называемых «националистов-антиимперцев» из таких малочисленных организаций, как Национал-демократический альянс, Русский гражданский союз и «Непримиримая лига». Со стороны «антиимперцев» посыпались оскорбления в адрес национал-патриотов: они называли их «совками», «ватниками» и прочими, ещё более нелестными эпитетами; в ответ последние начали выкрикивать оскорбительные кричалки в адрес «антиимперцев», обвиняя их в «предательстве Родины», «заукраинстве» и «русофобии».

Вскоре словесные баталии переросли в открытую потасовку; под напором численно превосходивших их национал-патриотов, «националисты-антиимперцы» начали стремительно ретироваться. Однако в дело вмешалась полиция, которая начала аресты протестующих; среди «упакованных» в автозаки оказались Просвирнин, Белов и самолично негласный «вождь» национал-патриотов Игорь Стрелков. Известие об аресте Стрелкова быстро распространилось по толпе, а также по Всемирной паутине и интернет-мессенджерам; националисты накинулись на полицию, стремясь любой ценой освободить своих лидеров; к центру Москвы начали стягиваться подкрепления от прочих националистических организаций и иные «неравнодушные граждане». К трём часам дня полицейские были вынуждены отступить и освободить арестованных, и Новый Арбат перешёл под контроль националистов.

5 ноября

6 ноября

События в других городах

Итоги и последствия