ФЭНДОМ

Ярлство Норланн (норс. Jarl Nårdlann), также Норланн (норс. Nårdlann) - государство, расположенное на севере Скандинавского полуострова и прилегающих островах. Согласно "Саге о Долгой Зиме" и "Песни о деяниях ярлов" Норланн был основан в 24 году ПВС, однако ряд других источников относит появление первого организованного государства в Северной Скандинавии в конец 20-х или начало 30-х гг. ПВС, что препятствует более точной датировке.

Государственное устройство

Ярлство Норланн является сословно-представительной монархией во главе с наследственным монархом - ярлом (норс. Jarl). Важнейшей обязанностью ярла является оборона государства, из которой проистекают его права. Монарх возглавляет армию и флот, возглавляет политику внутри государства, а также возглавляет Церковь Норланна и выполняет функции её первосвященника.

Вместе этим полномочия ярла несколько ограничены сословно-представительным органом - ланнстингом (норс. Lannsting). В ланнстинге заседают представители аристократии, горожан, духовенства, главы торговых и промышленных гильдий, а также "выборные люди от саамитов и поморских". Ярл не может ввести новые налоги без одобрения ланнстинга; собрание также ведает финансированием народного ополчения и уполномочено указывать ярлу на "несправедливость" законов и предлагать пути их исправления, которые, однако, не являются обязательными к исполнению. Чаще всего ланнстинг собирается монархом для решения какого-либо конкретного вопроса. Сословия заседают раздельно и собираются вместе лишь во время процедуры восхождения на престол нового ярла.

Список ярлов Норланна

Изображение Имя Годы правления Связь с предшественником
Легендарные ярлы
- Герб норланна Айнер Путешественник 3 - 9 ПВС
- Герб норланна Уле Саамитский Мор 11 - 16 ПВС Названный брат Айнера
- Герб норланна Ингрид Старая Вдова 16 - 19 ПВС Жена Уле
- Герб норланна Олаф Мореплаватель 19 - 22 ПВС Зять Уле и Ингрид
Столтенбергская династия
1 Ярл Пятый Магнус I Великий 24 - 31 ПВС Племянник Олафа Морехода
2 Эрик рыжий Эрик I Рыжий 31 - 47 ПВС Сын Магнуса I
3 Ярл Странник Айнер I Дикий 47 - 52 ПВС Сын Эрика I
4 Ярл Четвёртый Эрик II Долгий 52 - 73 ПВС Сын Эрика I, брат Айнера I
5 Боров Магнус II Могучий 73 - 87 ПВС Сын Эрика II
6 Ярл Шестой Айнер II Пастор 87 - 105 ПВС Сын Магнуса II
7 Ярл Седьмой Эрик III Молодой 105 ПВС - наст.вр. Племянник Айнера II,
внук Магнуса II

Общественное устройство

Во главе Норланна стоит монарх - ярл, передающий свою власть по наследству по общепринятому в стране праву относительного первородства. Согласно такому порядку дочь наследует отцу после своих братьев, но раньше дядей, однако на практике трон ещё ни разу не переходил женщине таким путём.

Важнейшими столпами, на которых зиждется трон ярлов являются аристократия, духовенство и зажиточные горожане (бьёндеры).

Старейшие аристократические роды ведут свои родословные от приближённых Магнуса I и притязают на то, чтобы считаться потомками соратников легендарного Айнера Путешественника, хотя значительная часть нобилитета получила свои титулы за службу уже историческим ярлам. Аристократы или же хэрсиры (норс. hærsiʀ) несут военную службу в армии и на флоте, а также занимают различные чиновничьи должности, за что ярл наделяет их земельным наделом.

Религия

ЕЦН

Герб Евангелической Церкви Норланна

Государственной религией ярлства является Евангелическая Церковь Норланна. Учение ЕЦН базируется на чудом уцелевших в первые годы после Катастрофы книгах, найденных в полуразрушенной кирхе на руинах Киркенеса Магнусом I в период между смертью Олафа Мореплавателя и его приходом к власти, - Библии на букмоле[1] и нескольких толкованиях к ней. Первый ярл при основании государства повелел считать учение найденной Библии исключительно верным и объявил единственной дозволенной к исповеданию религией на территории Норланна. Подобную нетерпимость Великий объяснил тем, что именно "соглашательство" древних, их примирение с другими нехристианскими конфессиями стали причиной Кары Божьей.

Клир

Верховным иерархом церкви является сам ярл, в исключительных случаях (собственная коронация, Рождественские и Пасхальные торжества, поставление на кафедру архиепископа Нёурвикского) отправляющий богослужение. Ярл возглавляет Преосвященный Собор - коллегиальный орган управления Церковью, состоящий из высших прелатов и определяющий вероучение - и имеет на нём право двойного голоса (как первоиерарх и как светский глава государства). Фактически духовным лидером Евангелической Церкви является архиепископ Нёурвика, возглавляющий также епископскую кафедру в столичном регионе. Архиепископ Нёурвикский председательствует на заседаниях Собора и определяет повестку дня. Возводится в сан путём двойной инвеституры - из числа епископов Собор выбирает наиболее достойного и предлагает ярлу назначить его архиепископом, при этом ярл в праве отказаться от предложенной кандидатуры. Архиепископ рукополагает в сан шестерых епископов, которые вместе с настоятелями кирхи Святого Олафа в Нёурвике и кирхи Святых Апосотолов в Грётангене составляют Преосвященный Собор. Епископы в свою очередь рукополагают пасторов, служащих в приходских кирхах по всему ярлству.

Анна хансен

Кристина Анкер, архиепископ Нёурвика

Клирики Церкви Норланна имеют право состоять в браке и иметь детей, хотя это и не является необходимым условием для священства. При этом получить сан может как мужчина, так и женщина. Начиная с правления Эрика I в Соборе практически непрерывно заседают как правило две или три женщины-прелата. Пять раз архиепископом Нёурвикским становилась женщина; самой известной из них является Кристина Анкер, чьё архиепископское служение продлилось 17 лет и выпало на правление Айнера I и Эрика II.

В административном отношении ЕЦН состоит из семи епархий, которые в свою очередь делятся на приходы.

Учение

Основой догматического учения Церкви Норланна является Киркенесская Библия, Толкования Ветхого и Нового заветов, найденные вместе с ней, а также Катехизис ярлов. При этом, богословские труды некоторых прелатов и пасторов решением Преосвященного Собора также могут быть провозглашены Толкованиями и включены в общий свод церковных правил и догм. Основным тезисом ЕЦН является учение о спасении человека искл.ючительно силой его веры. Таинствами Церковь Норланна признаёт крещение [2], конфирмацию[3], причастие[4], брак, рукоположение и отпевание.

Катехизис ярлов - двухтомная книга, составленная Магнусом I и первым архиепископом Нёурвикским, в первом томе которой описывается порядок отправления богослужения и таинств. Во втором томе содержатся краткое пояснение основных догматов для мирян, а также сборник молитв и песнопений как для частного обращения к Богу, так и для служб в церкви.

История

Периодизация и источники

Основными летописцами ярлства являются пасторы норланнской церкви. Именно подробные сочинения священников являются главными свидетельствами прошлого. Впервые обязанности официального хрониста вменил служителям Предвечного Бога вменил ещё Магнус Великий, отдав такое повеление викарию Хансу Хедеманну. Наиболее подробные сведения об истории Норланна оставила преподобная Анна Хансен, настоятельница храма Святого Олафа в Нёурвике в 43-74 гг. ПВС. Начиная со своего назначения на кафедру, пастор Анна до самой своей смерти в 77-летнем возрасте детально описывала жизнь ярлов, их подвиги, победы и поражения в своём монументальном труде "Подробные записи об истории Норланна, начатые в 12-й год царствования ярла Эрика, первого этого имени, именуемого Рыжим, и составленные настоятельницей храма Святого Олафа в Нёурвике преподобной Анной Хансен"[5]. Помимо этого широко известны хроники преподобных Оге[6] из Грётангена (25-33 гг. ПСВ[7]) и Педера Бакмана из Нёурвика (73-87 гг. ПВС).

Описание истории дохроникального периода весьма затруднительно ввиду отсутствия возможности у норланнцев отвлекаться на подобные дела в трудные годы после Долгой Зимы. Обстоятельства прихода к власти Айнера Путешественника и Уле Саамитского Мора доподлинно неизвестны; единственными источниками, проливающими свет на события их жизни являются "Сага о Долгой Зиме" и "Песнь о деяниях ярлов", сложенные в народе, передававшиеся из уст в уста и впервые записанные в 27-28 гг. пастором Кристиной Карлссен из Будьё. Преподобная Кристина составила подробный сборник саг, легенд и песней, среди которых помимо названных примечательны сказания о походах Олафа Мореплавателя и его отца. Выступая под общим названием "саги", эти источники не пользуются доверием у хронистов, поскольку известны случаи, когда содержание какой-либо легенды или песни существенно отличалась от местности к местности. Так, Уле Саамитского Мора называют то "названным братом" Айнера, то его кузеном, то учителем или сподвижником, а то и вовсе любовником; в некоторых вариантах рассказов о Первом Ярле Уле отсутствует в принципе.

Легендарные ярлы

Существование этих личностей не подтверждено документально. Сведения о их внешности, возрасте и подвигах отрывочны и весьма противоречивы. Хронисты подвергают сомнению достоверность их жизнеописаний и не включают легендарных правителей Норланна в общую нумерацию ярлов. Согласно наиболее распространённой, "Киркенесской" версии "Песни о деяниях ярлов", которую пастор Кристина Карлссен склонна считать наиболее правдивой и приближенной к реальным событиям, впервые Айнер Путешественник появился в окрестностях Киркенесса через два или три года после окончания Великой Стужи, на что указывают несколько упоминаний о климатических изменениях и попытка ведения сельского хозяйства. Несмотря на то, что по город был подвержен "жуткому опустошению" в последние мгновения жизни Старого Мира, жители его решили остаться на обжитых местах и, объединившись в конфедерацию коммун, сумели пережить Великую Стужу. Если верить "Песне", Айнер пришёл в Киркенесс с востока, на лыжах, имея при себе лишь "немного оружия и ещё меньше хлеба".

Примечания

  1. Архаичная форма норсмола.
  2. Очищающее от всех грехов. Проводится крещение как новорождённых, так и обращённых взрослых.
  3. Подтверждение верующим, вступающим во взрослую жизнь, приверженности церкви и её вероучению путём миропомазания
  4. Причастие является отпущением грехов и даёт силы для продолжения христианской жизни
  5. Для краткости используется название "Хроники пастора Анны Хансен".
  6. Фамилия не известна.
  7. Здесь и далее в отношении пасторов-хронистов указаны охваченные ими годы