ФЭНДОМ

Нейронет
Нейронет
(англ. NeuroNet, NeuroWeb, Brainet) или Web 4.0 — один из этапов развития Всемирной паутины, в котором взаимодействие участников (людей, животных, интеллектуальных агентов) осуществляется на принципах нейрокоммуникаций. В конце 2030-х годов, практически полностью вытеснил Web 3.0 в развитых странах, однако был отрицательно воспринят некоторыми религиозными организациями и частью радикальных активистов.

Принципы работы

Принцип работы Нейронета заключается в подаче нервных импульсов от мозга человека (или другого животного) к электронному устройству и обратно. Эта сеть в режиме реального времени создает возможность передачи от человека к машине любой информации — слов, образов, чувств, в том числе и бессознательных переживаний, которые будут обрабатываться искусственным интеллектом. Так формируется новый тип интеллектуальных устройств — органический компьютер. В России под Нейронетом понимается скорее не суперкомпьютер, а универсальная коммуникационная среда, объединяющая в себе на базе нейротехнологий интернет документов, интернет вещей, интернет людей, интернет живых систем, человеческие разумы, интеллектуальных агентов и позволяющая им обмениваться любой информацией, содержащейся во внутреннем мире участников. Интеграция между человеческим мозгом и компьютером в Нейронете происходит при помощи прикрепленных к телу датчиков или вживленных в биологическую ткань наночипов, которые смогут замещать нейроны или работать совместно с ними. По мнению российских ученых, в будущем такие технологии позволят не только погружать человека в виртуальные пространства, но и открывать способы переноса «Я» на небиологический субстрат. В совокупности с нейропротезированием это приближает науку к созданию искусственного тела, однако на данный момент такие возможности еще только изучаются.

История

В 2009 году, американская научно-исследовательская организация при Пентагоне DARPA выделила средства в 4 миллиона долларов на развитие программы под названием Silent Talk (Тихий Разговор). Целью этой программы являлось создание системы связи, которая будет передавать информацию путем съема электрических сигналов непосредственно с головного мозга. Исследования по этому проекту проводились в Университете Калифорнии (University of California). В 2011 году известный создатель нейрокомпьютерных интерфейсов бразилец Мигель Николелис в своей книге «Без границ» (англ. Beyond boundaries: the new neuroscience of connecting brains with machines — and how it will change our lives) предложил для названия будущей мозго-сети слово «Брейнет» (англ. Brainet, brain-net). Термин же «нейронет» (англ. neuronet, neuro-net) первоначально использовался для обозначения искусственных нейронных сетей. Новое его понимание как названия следующего после Семантической паутины поколения глобальной коммуникационной сети стало складываться в России начиная с 2012 года. В частности, в данном значении Нейронет упоминался в ноябре того года на Полит.ру, а в марте 2013 года в статье журнала «Русский репортёр», посвящённой деятельности участников движения «Россия 2045», со ссылкой на американского футуролога Рэймонда Курцвейла. Выступая в феврале 2005 года на конференции TED, Курцвейл предсказывал, что к 2029 году человек начнёт сливаться с техникой. А во время выступления на конференции DEMO в Санта-Клара (Калифорния) в октябре 2012 года он говорил о будущем расширении возможностей мозга за счёт облачных вычислений, т. е. об экзокортексе. В августе 2013 года термин Нейронет озвучивал профессор Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша на проводившемся Агентством стратегических инициатив (АСИ) «Форсайт-флоте», а также в ходе презентаций результатов форсайт-проекта «Образование 2030». Изучались измененные состояния сознания. Так, лидерская программа Search Inside Yourself компании Google включала в себя изучение медитации инженерами, а компьютерная игра с механизмом БОС Journey to Wild Divine вышедшая еще в 2004 году позволила осваивать медитационные практики самостоятельно. Пока проблема переноса сознания не была решена, с помощью устройств БОС можно было так же тренировать и обычные психические состояния. В частности, обнаружена связь между такой формой Интернет-зависимости, как киберкоммуникативная зависимость, и снижением показателей в учёбе. Всё большее число детей страдает синдромом дефицита внимания. Помогали таким учащимся тренажёры внимания вроде программы Play Attention. Среди взрослых того времени пользовались спросом тренировки мозга  (в частности, речь о решении компании Lumosity, на которое подписались более 40 млн пользователей).

EPOC

Устройство EPOC

Рассматривая тему компьютерных игр, нельзя было пройти мимо устройства Emotiv EPOC австралийской компании Emotiv Systems. На Game Developers Conference 2008 в Сан-Франциско гарнитура Emotiv была в числе новых устройств ввода для видеоигр. Демо-игрой была головоломка, в которой игрок восстанавливает Стоунхендж.

Для юзеров этого устройства был разработан веб-сайт известный как «Emortal», предназначенный для прослушивания музыки, просмотра фотографий и других видов деятельности, изменяемый исходя их того, что пользователь мыслит и чувствует.

Другой продукт — панель управления «Emotiv», развивающая вышеупомянутую идею, который позволяет пользователям тренировать различные мысли, такие как «толчок» и «исчезнуть», и проверять их на кубе. Он также позволяет пользователю просматривать его эмоциональное состояние, такое как «возбуждение», на графике. Программа имеет 2D синий аватар, который позволяет пользователю просматривать свои выражения лица, и настраивать чувствительность. Так же, устройство EPOC применялось не только геймерами, но и российскими учеными - в РФ с 2009 года действовал проект NeuroG, использующий Emotiv EPOC для распознавания воображаемых образов.

Insighte

Emotiv Insight

В марте 2014 года, был выпущен нейроинтерфейс Emotiv Insight, в комплекте с которым шли такие программы как Emotiv Xavier Emo Key, способная реагировать на различные события (мимика, мысленные команды и т.д.) и отправлять события клавиатуры (Short cut или просто текст) в приложения и Emotiv Xavier Compose, разработанная для программистов и эмулирующая отправку различных команд или параметров с мозга. Существовал магазин приложений для нейроинтерфейса, а SDK (набор средств разработки) был открыт для сторонних разработчиков ПО. 
EmWave2

HeartMath emWave2

​​​Важную роль в развитии Нейронета сыграло появление устройств, считывающих сигналы человеческого организма. ​​​​​​В 2012 году, на рынок был выпущен прибор, получивший название HeartMath emWave2 , созданный для подавления стресса. Устройство определяет частоту сердцебиения с помощью двух разных датчиков - клипсы на мочку уха или датчика, к которому прикладывается палец. Если частота начинает сильно отличаться от обычной для пользователя, устройство дает инструкции для дыхательных упражнений, которые помогут успокоиться (световая полоска-индикатор на девайсе дикутет глубину вдохов и выдохов). Устройство можно подключить к компьютеру и вывести на монитор кардиограмму (в сильно упрощенном виде).

HAL

Экзоскелет HAL-5

Еще более значимым событием стало введение с 2013 года HAL-экзоскелетов (англ. Hybrid Assistive Limb) в ряде клиник Японии для реабилитации пациентов с хроническими заболеваниями нервной и мышечной систем. Сервоприводы HAL приводились в действие электрическими импульсами, вырабатываемыми мускулами и улавливаемыми прикрепленными к коже оператора электродами. Эти импульсы поступают во встроенный компьютер, который оценивал нагрузки и активировал необходимые сервоприводы экзоскелета. В конце февраля 2013 костюм HAL получил глобальный сертификат безопасности, став первым силовым экзоскелетом. В августе 2013 технология прошла сертификацию TÜV Rheinland Group, что позволяет применять её на территории Евросоюза. Германия стала первой после Японии страной, где HAL применялся в терапевтических целях в качестве HAL-терапии.  В январе 2018-го Cyberdyne получила лицензию на продажу HAL на территории США. Кроме медицины, HAL так же применялся для работ, требующих повышенной физической нагрузки — строительства и спасения во время катастроф.​​​​​​
C3pjODuXUAAiQRE

Дорожная карта развития Нейронета

16 октября 2014 года в офисе Российской венчурной компании (РВК) прошёл экспертный семинар «Дорожная карта Нейронета» с участием Стивена Данна (англ. Stephen Dunne), директора Starlab Neuroscience Research; Карен Кейси (англ. Karen Casey), создательницы Global Mind Project; Рэндала А. Куне, генерального директора научного фонда Carboncopies.org и основателя компании NeuraLink Co.; Михаила Лебедева, старшего научного сотрудника в Центре нейроинженерии Департамента нейробиологии в Медицинском Центре Университета Дьюка (лаборатория М. Николелиса); Евгения Кузнецова, заместителя генерального директора РВК. Вели семинар сооснователи Российской группы Нейронета Павел Лукша и Тимур Щукин, а также руководитель службы развития инновационной экосистемы РВК Георгий Гоголев.

По поручению АСИ группа «Конструкторы сообществ практики» подготовила доклад по будущим нейрорынкам. 1 июля 2015 года Президенту России был представлен первый доклад о Национальной технологической инициативе (НТИ) — долгосрочной программе, которая должна обеспечить к 2035 году лидерство России на глобальных технологических рынках. Накануне, в мае того же года Нейронет присутствовал в числе 9 рынков НТИ, обсуждавшихся в ходе очередного «Форсайт-флота».

В том же году, французский ученый Карим Беншенан (фр. Karim Benchenane) с коллегами по Высшей школе промышленной физики и химии города Париж смог внедрить спящим мышам ложные ассоциации. Тем самым удалось доказать принципиальную возможность загрузки информации в мозг

В 2017 году, ученый, бизнесмен и будущий президент США Илон Маск представил свой стартап Neuralink, разрабатывающий технологию, которая позволит имплантировать электронные интерфейсы парализованным людям, чтобы те имели возможность использовать для общения компьютерную технику и смартфоны. В 2019 году, были представлены гибкие «нити», толщиной в 4–6 мкм каждая — это в примерно в 16 раз тоньше человеческого волоса. В «пучке» из шести нейронитей содержится 192 электрода, которые вживляются в мозг при помощи робота-хирурга. В ходе операции хирург старается избегать взаимодействия с кровеносными сосудами, что минимизирует воспалительные процессы. Робот-хирург, который вживляет электроды в мозг, также разработан компанией Neuralink. Шесть нитей вживляются примерно за минуту. Робот в ходе операции использует качественную оптическую систему, которая дает возможность работать с крайне мелкими элементами.

Сигналы, которые передаются «нитями», затем отправляются на ПК с использованием закрепленного на черепе «переходника». Это устройство закрепляется за ухом. Точный размер «переходника» пока неизвестен, но судя по эскизу, показанному компанией, оно меньше ушной раковины и сплюснуто с боков. В конечном итоге, по словам Маска, планируется получить возможность создания «симбионта» — мозга человека, усиленного искусственным интеллектом.

В середине октября 2019 Правительство РФ утвердило дорожные карты по семи направлениям в рамках федерального проекта «Цифровые технологии», являющегося частью нацпрограммы «Цифровая экономика». Всего на федеральный проект было выделено 451,8 млрд. рублей до 2024 года, при этом самое большое финансирование получили «Нейротехнологии и искусственный интеллект» (56,7 млрд. бюджетных средств и 334,9 млрд. руб. внебюджетных денег). В рамках направления выделены следующие технологии: нейроинтерфейсы, нейростимуляция и нейросенсинг, а также перспективные методы и технологии в ИИ.

Нейротехнологии были определены как «технологии, которые используют или помогают понять работу мозга, мыслительные процессы, высшую нервную деятельность, в том числе технологии по усилению, улучшению работы мозга и психической деятельности». Одним из лоббистов этой идеи был небезызвестный президент Сбербанка Герман Греф, являющийся одним из представителей "прогрессивного крыла" путинской элиты, лоббировавшего и многие другие инновации (как развитие беспилотного транспорта, создание новой системы образования и т.д). Именно он выделял гранты ученым и представителям IT-фирм, занимавшихся вопросом нейротехнологий.

В 2020 году, компания Илона Маска Neuralink получила разрешение от Управления по контролю за продуктами и лекарствами США на клинические испытания на людях своего проекта. Действительно, к 2025 году, эксперимент официально был объявлен успешным, однако компания продолжила развивать проект с целью перепрофилировать его под лазерную хирургию, чтобы минимализировать вред.

Матрица по русски

Карикатура на проект нейронета в путинской России

В 2022 году было официально объявлено о разработке информационных систем, которые обрабатывают не только биометрические данные, но и нейроинформацию (мысли, эмоции, ощущения). Это было раскритиковано патриархом Кириллом, который в очередной раз заявил о возможности потери человеком свободы, да и человеческого образа, многими священниками РПЦ (заявлявшими о новой технологии чуть ли не как о "печати Антихриста", а так же представителями мусульман. Негативную коннотацию этому дал и известный оппозиционный политик Алексей Навальный, в своей статье "Матрица по-путински" он назвал это возможным инструментом слежки за несогласными, однако выразил надежду, что эти технологии можно будет развить и в демократическом государстве.