ФЭНДОМ

Гражданская война на Украине (укр.Громадянська війна на Україні) -  боевые действия на территории Украины, шедшие с апреля 2014 года по ноябрь 2017 года (официально по январь 2018 года).

Боевые действия велись между вооружёнными силами и другими силовыми структурами Украины с одной стороны и вооружёнными формированиями повстанцев (в основном сторонников самопровозглашённых Донецкой,Луганской,Одесской и Харьковской народных республик) — с другой. Кроме регулярных воинских формирований Украины, в боях против сторонников ДНР, ЛНР, ОНР и ХНР также участвовали нерегулярные добровольческие военизированные формирования (также в октябре 2016 года в войну официально вступили Словакия,Румыния и часть западноукраинских боевиков)

Украина, США и ряд других государств, а также НАТО, Парламентская Ассамблея ОБСЕ, Совет Европы и Европейский Союз обвиняли Российскую Федерацию во вмешательстве в конфликт, выражающемся в использовании регулярных войск в боевых действиях на стороне повстанцев, поставках оружия и финансовой поддержке. Российское руководство последовательно отвергало эти обвинения, заявляя, что Россия не является стороной противостояния.

7 апреля 2014 года и. о. президента Украины Александр Турчинов в связи с захватами административных зданий в Харькове, Донецке и Луганске объявил о создании антикризисного штаба и о том, что «против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические мероприятия». 14 апреля на сайте президента Украины был размещён текст указа № 405/2014 о начале антитеррористической операции на востоке Украины: «Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 г. „О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины“». Указ вступил в силу со дня опубликования (стоит отметить, что 8 апреля в Харькове также была проведена антитеррористическая операция).

До конца апреля 2014 года противостояние повстанцев и украинских силовиков ограничивалось периодическими стычками, рейдами и нападениями на блокпосты с использованием стрелкового оружия. 12 мая, после состоявшихся в Донецкой и Луганской областях днём ранее референдумов о самоопределении, была провозглашена самостоятельность Донецкой и Луганской народных республик, власти которых потребовали вывода со своей заявленной территории украинских войск и Национальной гвардии. Вместо этого украинская вооружённая группировка постепенно была усилена бронетехникой, вертолётами, начались артиллерийские обстрелы. На авиаудары повстанцы отвечали огнём из переносных зенитно-ракетных комплексов, сбивая самолёты и вертолёты.

25 мая президентом Украины был избран Пётр Порошенко. В июне украинские силы развернули наступление по всему фронту и к началу августа, вчетверо сократив территорию, контролировавшуюся повстанцами с начала боевых действий, практически взяли Донецк и Луганск в кольцо окружения. Но в середине августа, после смены руководства ДНР и ЛНР, новые лидеры повстанцев объявили о получении существенного подкрепления. В ходе начавшегося контрнаступления в окружении («котлах») оказались несколько тысяч украинских силовиков. В начале сентября было заключено соглашение о перемирии, после чего интенсивность боевых действий снизилась, однако на отдельных направлениях столкновения и обстрелы продолжались.

Как указывалось в докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека от 15 декабря 2014 года, ситуация в зоне конфликта на востоке Украины характеризовалась полным отсутствием законности и порядка, сохранением насилия и продолжающимися боевыми действиями, чему способствовал приток через границу тяжёлого и современного вооружения и живой силы, в том числе из России. Всё это оказывало непосредственное влияние на основные права человека, в том числе безопасность, свободу и благосостояние местного населения.

С середины января 2015 года возобновились активные боевые действия на всём протяжении фронта, в результате которых к началу февраля вооружённым формированиям непризнанных республик удалось добиться значительных успехов. В ходе переговоров лидеров «нормандской четвёрки» в Минске 11—12 февраля был согласован новый комплекс мер по выполнению сентябрьского соглашения о перемирии, однако уже 13 февраля Пётр Порошенко объявил о полном разрыве соглашений и о начале Второго Наступления,которое сразу же провалилось и ополченцы перешли в крупное наступление. К середине марта все Украинские войска,находящиеся на территории народных республик были разгромлены,в результате в ВС Украины начались массовые дезертирства и часть украинских военных перешла на сторону ополченцев.

15 сентября 2017 года армия Новороссии вошла в Киев и ополченцы начали штурм украинской столицы. В результате ожесточённых боёв город был взят 26 ноября. Глава ДНР Александр Захарченко объявил себя и.о Президента Украины

18 января 2018 года в Киеве состоялась встреча военных Новороссии и Западноукраинских боевиков,воевавших на стороне ополченцев. Эта встреча считается концом Гражданской войны на Украине. 

Предыстория

Позиция сторон

Апрель 2014 - февраль 2015

Март 2015 - декабрь 2015

Январь 2016 - октябрь 2016

Ноябрь 2016 - ноябрь 2017

Ноябрь 2017 - январь 2018

Последствия войны