Искусственное государство с властью малочисленного народа, принесённое на Вятку штыками уральских сепаратистов... Странно, что ООН вообще воспринимает их всерьёз.

(Константин Вишневецкий, премьер-министр РФ)

Волго-Вятская Республика (эрз. Rav-Vyatka republik) или Эрзянская Республика (эрз. Erzya republik) или Эрзяния - марионеточное государство, провозглашённое войсками Уральской республики при поддержке Миротворческой коалиции ООН на восточной части расчленённой Кировской области в ходе Второй гражданской войны в России. Её столицей юридически остался Киров, переименованный в Вятку. Тем не менее, как сам город, так и большая часть Республики контролировались Российской Федерацией, а Эрзяния за всё недолгое время своего существования контролировала лишь юго-восток Кировской области.

Описание

Выступление эрзянского национального ансамбля в ходе молебна Раськень Озкс

Волго-Вятская Республика была провозглашена Эрзянским национальным конгрессом 27 марта 2021 года на территории оккупированной юго-восточной части Кировской области. Стоит отметить, что на судьбу Верхнего Поволжья у различных стран Миротворческой коалиции ООН и различных сепаратистских государств расходились, и порой весьма значительно. Первоначальным вариантом планировалось включить область в состав Уральской республики целиком, однако позже подобное решение было оспорено США, опасавшихся усиления какого-либо сепаратистского государства.

В последующие месяцы территория Эрзянии оспаривалась множеством других государств, предлагалось даже передать эту территорию под прямое управление Организации Объединённых Наций и вновь созвать Совет по опеке, но это предложение также не получило поддержки. В конце-концов на территории восточной части Кировской области была провозглашена Волго-Вятская или же Эрзянская республика. По планам ООН она должна была включать в себя всю восточную часть Кировской области, включая город Вятка (Киров). Территории западнее Вятки были бы разделены на две части: северная отходила бы Республике Коми, а южная – Республике Южная Рутения.

Будучи прифронтовым государством, непосредственно граничившим с подконтрольной федеральном правительству территорией России, Волго-Вятская Республика всё время своего существования жила при военном положении, а в вопросах обеспечения безопасности сильно зависела от иностранных войск. Государственное строительство было значительно осложнено по факту беспрерывно продолжавшимися боевыми действиями, а также деятельностью русских партизан, что также внесло свою лепту в расшатывание и без того непростой обстановки в Верхнем Поволжье. Более того, отношения нового государственного образования не только со странами коалиции, но и с другими сепаратистами были далеко не идеальными - Уральская Республика так и не отказалась от претензий на территорию Эрзянии, оккупировав и аннексировав несколько пограничных районов, что побудило коалицию ООН полностью оккупировать оставшуюся территорию Республики. С этого момента независимость Эрзянии становилась чисто номинальной.

Сам Эрзянский национальный конгресс, сыгравший значительную роль в политическом обособлении Верхнего Поволжья, был главным образом заинтересован в создании национального эрзянского государства, которое эрзяне до этого времени не имели. Однако и эти стремления осложнялись прежде всего малочисленностью самих эрзян, что делало их власть в регионе с ярко выраженным русским большинством очень шаткой, что ярко отличало Эрзянию от Югры или сепаратистских республик Кавказа. Понимая это, эрзянское правительство активно проводило и поощряло ассимиляцию эрзян и русских, а также активное распространение эрзянского языка и культуры. Близость Российской Федерации вынуждали Волго-Вятскую Республику проводить эти преобразования в ускоренном темпе, что фактически вылилось в масштабную русофобскую кампанию и, как следствие этого, значительное усиление националистического подполья.

К маю 2023 года Эрзяния фактически утратила контроль над территорией вне Вятских Полян, где располагалась её временная столица. В попытке остановить нарастающее русское националистическое движение, Совет Старейшин учредил создание "Эрзянского легиона", но было уже поздно - к утру 23 мая фронт был прорван сразу в нескольких местах, а уже к вечеру того же дня в Вятские Поляны вошли соединения федеральных войск и Армии Новой России. Сепаратистское эрзянское правительство было арестовано и осуждено военным трибуналом за сепаратизм и государственную измену, после чего почти в полном составе было расстреляно. Эрзянская Республика прекратила своё существование.

Государственное устройство

Глава Совета старейшин Волго-Вятской Республики - Пётр Тултаев

Государственное устройство Волго-Вятской Республики, с одной стороны, создавалось под неусыпным контролем Миротворческой коалиции ООН, а с другой - испытывало сильные влияния родоплеменных традиций эрзян, которым принадлежала основная власть в новом государстве. Официально Эрзяния являлась аристократической парламентской республикой. Совет Старейшин (эрз. Атянь Эзем) обладал всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, и состоял из 250 человек, избиравшихся из лиц, не младше 40 лет (отсюда его название), состоящих или состоявших в браке и живших на территории Кировской области не менее пятнадцати лет до провозглашения Волго-Вятской республики.

Штандарт Главы Совета Старейшин Волго-Вятской Республики

Члены Совета Старейшин избирались пожизненно, получали жалование и составляли политическую элиту Волго-Вятской республики. Члены Совета Старейшин избирали Главу Совета Старейшин, одобряли и отвергали любые законопроекты и указы, предложенные Главой на рассмотрение, также в их ведении находилась судебная власть и все местные региональные суды. Глава Совета Старейшин не имел чёткого срока легислатуры и также избирался на пожизненный срок, однако Совет старейшин мог снять его с должности и назначить нового Главу. Сами же старейшины были неподсудны и обладали политической неприкосновенностью.

Фактически же управление Волго-Вятской Республикой осуществляли иностранные советники из Миротворческой коалиции ООН, в особенности их высшее военное командование. Учитывая крайне напряжённую обстановку в государстве, связанную с прифронтовым положением государства, все законодательные акты Эрзянии были нацелены в основном на усиление её обороноспособности и русофобских настроений. К началу мая 2021 года в результате предельного накала внутриполитической обстановки, Глава Совета Старейшин Пётр Тултаев распустил Совет и установил режим личной диктатуры, а также учредил создание "Эрзянского легиона" и фактически отдал всю власть на местах иностранным советникам ООН.

После дебелляции Волго-Вятской Республики все лица, участвовавшие в органах государственного управления Эрзянии, были арестованы, осуждены военным трибуналом и казнены.

Вооружённые силы

Сепаратисты "Эрзянского легиона"

Формирование Эрзянского легиона началось после фактического государственного переворота Петра Тултаева, распустившего Совет Старейшин и установившего в Эрзянии режим авторитарной диктатуры. В формировании подразделения принимали активное участие военные Миротворческой коалиции ООН, которые планировали использовать эрзянское национальное подразделение как карательный и полицейский отряд для борьбы с партизанами и сторонниками федерального правительства. Однако за те несколько месяцев, что существовала Волго-Вятская Республика, было создано лишь несколько подразделений, большая часть из которых была не вооружена.

Эмблема "Эрзянского легиона"

Отсутствие качественного вооружения и техники значительно осложняло Эрзянскому легиону проведение боевых операций. Несмотря на то, что эта проблема несколько разрешалась путём использования отремонтированного и трофейного оружия, полученного в боях с различными вооружёнными сторонниками федерального правительства, Эрзянский легион оказался неспособен противостоять федеральным Вооружённым силам Российской Федерации, имевших на вооружении реактивную артиллерию, авиацию и более совершенную бронетехнику, что позволило довольно быстро уничтожить все эрзянские вооружённые формирования.

В основном на вооружении Эрзянского легиона находились пистолеты ПМ, автоматы АК-74 и АКС-74, снайперские винтовки СВД, ручные пулемёты РПК-74, автоматические гранатомёты АГС-17, а также ручные гранаты РГД-5. К апрелю 2021 года на вооружение Эрзянского легиона поступили пять грузовиков «КАМАЗ», а также бронежилеты и каски польского производства. К маю войска Эрзянского легиона получили БТР-80, переоборудованный в машину огневой поддержки пехоты «Джокер» — вооружённый четырьмя гранатомётами СПГ-9 и с установленными решётчатыми противокумулятивными экранами. Эта бронемашина была разработана в инициативном порядке и построена в одном экземпляре.

Экономика

Вывоз леса из Волго-Вятской Республики

Юридически в Волго-Вятскую Республику входила большая часть Кировской области с развитой экономикой, основными отраслями промышленности которой были машиностроение и металлообработка; цветная и чёрная металлургия, химическая, микробиологическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность, торфяная. Основными отраслями сельского хозяйства являлись животноводство, преимущественно молочно-мясного направления. Основные выращиваемые сельскохозяйственные культуры: зерновые, картофель, лён и овощи. В структуре зерновых преобладают озимая рожь и фуражные культуры.

Практически сразу после провозглашения Волго-Вятской Республики, вновь избранный Совет Старейшин приступил к первым экономическим реформам, национализировав все промышленные и сельскохозяйственные предприятия, расположенные на территории Эрзянии, а также все банки и иную собственность, принадлежавшую российским физическим или юридическим лицам, а уже спустя две недели начало регистрацию собственных национальных банков. Первоначально все финансовые операции проводились в российских рублях, но к началу апреля 2021 года была разработана собственная валюта - "эрзянский рубль", - после чего Совет Старейшин постановил совершать все платёжные и финансовые операции с использованием исключительно национальной денежной единицы.

Об экономической политике Волго-Вятской Республики судить было сложно ввиду относительно небольшого времени её существования, а также постоянных боевых действий, которые не позволяли государству отменить военное положение и развернуть полноценное гражданское строительство. Однако можно сказать, что экономическая политика Эрзянии, в целом, тяготела с одной стороны к государственному регулированию экономики в области промышленности, а с другой - к приватизации в области сельского хозяйства, причём в земельном законодательстве присутствовали элементы, свойственные феодальному строю и связанные с тем, что бойцы "Эрзянского легиона" получали за свою службу земельные участки.

Боевые действия нанесли серьёзный урон Волго-Вятской Республике, почти полностью парализовав её экономику. Значительная часть крупных промышленных предприятий на подконтрольных сепаратистам территориях была остановлена, а на территории Эрзянии фактически прекратили работу все банковские учреждения, причиной стали серии ограблений и убийств инкассаторов. Уцелевшие предприятия правительство Волго-Вятской Республики пыталось приспособить для производства и изготовления оружия, боеприпасов и боевой техники. К концу существования государства его экономика почти целиком поддерживалась благодаря финансовым вливаниям Миротворческой коалиции ООН; Волго-Вятская Республика зависела от соседей в поставках электроэнергии, а также продовольствия. Всё это в итоге привело к экономическому коллапсу и общему краху государства.

Общество и культура

Эрзянские сепаратисты на национальном празднике Раськень Озкс

Волго-Вятская Республика в своей Декларации о государственном суверенитете официально провозглашала себя национальным государством эрзянского народа (эрзя), который являлся одной из этнических разновидностей морды и относился к финно-угорским народам. Эрзянский язык в его латинском варианте стал государственным языком нового государства, русский язык был сохранён в качестве языка межнационального общения, хотя его использование постепенно сокращалась. Активно популяризировалась и распространялась культура эрзянского народа, их национальные праздники стали отмечаться на государственном уровне.

Главным народным праздником эрзян являлся Раськень Озкс (рус. народное моление), которое проводилось во вторую субботу июля, в селе Чукалы Волго-Вятской Республики, по решению Совета Старейшин с периодичностью 3 года. Также существовало ежегодное Велень Озкс (рус. сельское моление), предположительно в конце июля. Помимо этих двух праздников-молений (ни один из которых не был проведён ввиду кратковременного существования эрзянского государства), существовало ещё множество красных дней календаря у эрзян, большинство из которых праздновали маленькие группы представителей этого народа, проживавшие в сельских районах.

В период существования Волго-Вятской Республики был расцвет эрзянской национальной литературы - в их числе газеты «Эрзянь правда» («Эрзянская правда»), выходившая с 1921 года (первоначальное название «Якстере теште» («Красная звезда»)); литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сятко» («Искра», с 1928 года) и ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества «Чилисема» («Восход», издавался с 1931 года). Кроме того, с 1994 года дважды в месяц выходила независимая эрзянская газета «Эрзянь Мастор» («Эрзянская Земля»). Также на территории Волго-Вятской Республики активно действовала группа Торама, исполнявшая песни на эрзянском языке. Также действовали арт-фолк группа Морденс, основанная в 2005 году и популярная в молодёжной среде, Мерема, основанная в 2010 году, и Ойме, основанная в 2011 году.

Ввиду крайней малочисленности эрзян, Совет Старейшин Волго-Вятской Республики видел в ассимиляции и "эрзянизации" местного русского населения единственный способ спасения эрзянского национального государства. Смешанным русско-эрзянским парам предоставлялись значительные привилегии, а дети, рождённые в смешанных браках, пользовались значительными привилегиями. К концу апреля, когда положение дел в Эрзянии стало близко к критическому, Пётр Тултаев осуществил государственный переворот, установив в Волго-Вятской Республике диктатуру. "Мягкая" культурная адаптация сменилась антирусской и антироссийской риторикой и пропагандой, начались массовые репрессии и энтические чистки русских, проводившиеся "Эрзянским легионом".

Как реакция на антирусский национализм, значительно активизировались местные сторонники федеративного правительства, предлагавшие вначале проекты по сохранению эрзянской автономии в составе Российской Федерации, а после начала репрессий против русскоязычного населения выступавших за полное уничтожение эрзянского государства. К середине мая в Волго-Вятской Республике фактически вспыхнул этнический конфликт между эрзянским правительством и преимущественно русским населением. В условиях политического и экономического хаоса, федеральному правительству не составило особого труда взять под контроль контролируемую сепаратистами территорию.

После восстановления в Эрзянии власти правительства Камаривского все эрзянские национальные издания, литература и музыкальные группы, а также национальные праздники были запрещены. Собственная национально-культурная автономия появилась у эрзян только после окончания Реконструкции уже в Новой Российской Империи.

Glory to Russia
Дореволюционный периодГосударства: Russia.png Российская Федерация
Организации: NOMP - NFOR.png НОМП - НФОР
Модерантистский периодГосударства: Флаг Модерантистской России.png Модерантистская Россия
Организации: РОД - ОДНР.png РОД - ОДНР
Гражданская война:Национальные силы: Russia.png Федеративная Россия

Оппозиционные силы: Russia1991.png Свободная Россия (Russia1991.png Российская Конфедерация)
Сепаратисты: Erzya.png Эрзяния • DVR.png ДВР  • Don.png Дон • Crimea.png Крым • Kuban.png Кубань • Muscovy.png Московия • Altai.png Алтай • Bashkortostan.png Башкортостан • Buryatia.png Бурятия • Dagestan.png Дагестан • Ingermanland.png Ингерманландия • Ingushetia.png Ингушетия • Кабардино-Балкария.gif Кабардино-Балкария • KalmykiaGTR.png Калмыкия • Карачаево-Черкесия.png Карачаево-Черкесия • KareliaGTR.png Карелия • Komi.png Коми • Mari El.png Марий Эл • Mordovia.png Мордовия • РНП.png РНП • Северная Рутения.png Северная Рутения • TatarstanGTR.png Татарстан • Tuva.png Тыва • Udmurtia.png Удмуртия • Khakassia.png Хакасия • ChechenRepublicGTR.png Чечня • Chuvashia.png Чувашия • Южная Рутения.png Южная Рутения • Sakha.png Якутия • Ugra.png Югра • Siberia.png Сибирь • Ural.png Урал

Иностранные интервенты: USA.png США (USAChukotka.png Чукотка • USAMagadan.png Магадан) • Canada.png Канада  • UK.png Великобритания • France.png Франция • Germany.png Германия • Poland.png Польша • Denmark.png Дания • LithuaniaGTR.png Литва • Latvia.png Латвия • Estonia.png Эстония • Japan.png Япония (JapaneseKamchatka.png Камчатка • JapaneseSakhalin.png Сахалин • JapanesePrimorye.png Приморье) • Belarus.png Беларусь (BelarusianSmolenschina.png Смоленщина) • Украина.png Украина (Украина.png Крым) • Флаг Финки.png Финляндия (FinnishMurmansk.png Мурманск • FinnishKarelia.png Карелия) • Kazakhstan.png Казахстан • China.png КНР • Georgia.png Грузия (GeorgianAbkhazia.png Абхазия • GeorgianOssetia.png Осетия) • AzerbaijanGTR.png Азербайджан
Страны ОГДRomanov Flag.svg.png Россия • ChinaRepublic.png Китай (Flag of China (1912–1928).png Временное правительство) • Austria.png Австрия • AlbaniaGTR.png Албания • Argentina.png Аргентина • Flag of Belgium (civil).png Бельгия • Birma.png Бирма • Bulgaria.png Болгария • Bolivia.png Боливия • BrazilGTR.png Бразилия • HungaryGTR.png Венгрия • VenezuelaGTR.png Венесуэла • VietnamGTR.png Вьетнам • GermanyGTR.png Германия • France.png Франция • India.png Индия • GreeceGTR.png Греция • Флаг Кипра.png Кипр • Denmark.png Дания • Rhodesia.png Родезия • CambodiaGTR.png Камбоджа • Quebec.png Квебек • ConstantinopleGTR.png Константинополь • SpainGTR.png Испания • Italy.png Италия • Флаг Кубы.png Куба • KoreaGTR.png Корея • LaosGTR.png Лаос • MongoliaGTR.png Монголия • Manchuria.png Маньчжурия • Mengjiang.png Мэнцзян • Lebanon.png Ливан • Netherlands.png Нидерланды • NicaraguaGTR.png Никарагуа • Portugal.png Португалия • Romania.png Румыния • NorwayGTR.png Норвегия • Chile.png Чили • SlovakiaGTR.png Словакия • Thailand.png Тайланд • Xinjiang.png Синьцзян • PhilippinesGTR.png Филиппины • CzechStateGTR.png Чехия • EcuadorGTR.png Эквадор • YugoslaviaGTR.png Югославия • SouthAfricaGTR.png ЮАР
Пророссийские государственные образованияKuban.png Кубань • Estland.png Эстляндия • Courland.png Курляндия • Livonia.png Лифляндия • Малороссия.jpg Малороссия • Novorussia.png Новороссия • Transcaucasia.png Закавказье • Флаг Закарпатской Венгрии.png Закарпатье • Флаг Западной Пруссии и Силезии.png Западная Пруссия и Силезия •
ЛичностиАлександр Камаривский • Елена Камаривская • Алексей Котов • Константин Вишневецкий • Дмитрий Медведев • Михаил Касьянов • Валентина Матвиенко • Сергей Нарышкин • Григорий Явлинский • Сергей Удальцов • Сергей Бабурин • Алексей Навальный
Войны и политические конфликтыОперация «Рассвет» • Революция подснежников • Постреволюционный кризис • Всероссийская гражданская война (Операция «Реконкиста») • Русское лето • Всеевропейская война (Германия • Франция • Италия • Испания) • Маньчжурская война • Вторая Корейская война • Курильский конфликт
Российские организацииRussia1991.png Сепаратистское сопротивление •
Международные организацииFlag of the United Nations.png ООН (Flag of the United Nations.png МК ООН) • NATO.png НАТО • Hong Kong.png ОГД • Russia1991.png ВАЛ • Флаг Европейского союза.png ЕС • Russia.png Лоялисты