ФЭНДОМ

Невозможно недооценить вклад Антона Эдуардовича в дело преображения России, превращения ее в сильное и влиятельное демократическое государство. (Герман Греф после ухода Вайно с поста президента)
А чего вы собственно ожидали от потомственного бюрократа? (Серый Гусь, интервью журналисту "Рабочей демократии" Вадиму Меркину)

Антон Эдуардович Вайно (эст. Anton Vaino; род. 17 февраля 1972 года, Таллин, Эстонская ССР, СССР - 4 декабря 2056, Москва, Российская Федерация ) — российский государственный деятель. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации с 12 августа 2016 по 22 сентября 2021 года, Председатель Правительства Российской Федерации с 22 сентября 2021 по 1 января 2023, временно исполняющий обязанности Президента Российской Федерации с 22 сентября 2021 по 7 мая 2023 года. Четвертый Президент Российской Федерации с 7 мая 2023 по 7 мая 2029 года. Период правления Вайно охарактеризовался т.н "Оттепелью 2.0" - демократизацией политического режима.

Постоянный член Совета Безопасности Российской Федерации с 12 августа 2016 года. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (2008).

Происхождение, образование

Антон Вайно родился 17 февраля 1972 года в Таллине, Эстонская ССР, СССР.

Происходит из семьи советских партийных и российских хозяйственных работников. Прадед Антона, Генрих (Хейнрих) Вайно, руководящий работник Томского обкома партии — активный участник борьбы за установление Советской власти в Сибири. В частности, принимал участие в подавлении восстания Чехословацкого корпуса, а также в подавлении антисоветского крестьянского восстания в Томской губернии. Сын Генриха, Карл Генрихович Вайно (род. 1923) был руководящим партийным работником: в 1978—1988 годах занимал пост первого секретаря ЦК Коммунистической партии Эстонии. Отец Антона, Эдуард Карлович Вайно (род. 1949), председатель Делового совета Куба-Россия в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, с 1990-го по 1997 год — главный представитель ОАО «АвтоВАЗ» в США; с 2009 года по настоящее время — вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами ОАО «АвтоВАЗ». Мать Татьяна Галинская, в первом браке Вайно, во втором Ежевская.

Семья уехала в Москву, когда Антону было 5 лет.

В 1996 году Антон Вайно окончил факультет международных отношений Московского государственного института международных отношений МИД России.

На государственной службе

С 1996 по 2001 год работал в посольстве России в Японии (Токио).

С 2001 по 2003 год — сотрудник Второго департамента Азии МИД России.

С 2003 года по 2004 год работал в Управлении протокола президента Российской Федерации. Занимал должности консультанта, советника, заместителя начальника отдела.

С 2004 по 2007 год — заместитель начальника Протокольно-организационного управления Президента Российской Федерации. 4 октября 2004 года присвоен классный чин — Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса.

С 26 апреля по 8 октября 2007 года — первый заместитель руководителя протокола Президента Российской Федерации.

С 8 октября 2007 года по 25 апреля 2008 года — заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Виктора Зубкова. 22 января 2008 года присвоен высший классный чин — Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

25 апреля 2008 года назначен руководителем протокола Председателя Правительства Российской Федерации — заместителем руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

С 27 декабря 2011 года по 21 мая 2012 года — министр Российской Федерации — руководитель аппарата Правительства Российской Федерации.

275px-2012-01-12 Игорь Сечин, Антон Вайно

С Игорем Сечиным, 2012 год

С 22 мая 2012 года — заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

С 12 августа 2016 года — руководитель Администрации Президента Российской Федерации. Включён в состав Совета безопасности Российской Федерации в качестве постоянного члена. 7 ноября 2016 года включён в состав Экономического совета при президенте Российской Федераци

Транзит власти

После того, как Владимир Путин был поражен инсультом, а оппозиция в Москве устроила массовые беспорядки, серьезно обострилась борьб элит. К тому же, фактически исполнявший обязанности президента Дмитрий Медведев уже не мог исполнять свои обязанности в связи с зашкаливающим антирейтингом. Силовикам и системным либералам был необходим новый премьер-министр (и временно исполняющий обязанности Президента РФ), способный и навести порядок, и прекратить делегитимизацию власти.

22 сентября, "по причине невозможности исполнения председателем правительства своих полномочий", Дмитрий Медведев был отправлен в отставку "указом президента" (сфальсифицированным его окружением, понимающим, что Путин постепенно превращается в "живой труп"). Новым премьер-министром был назначен Антон Вайно, являющийся "темной лошадкой", но при этом молодой, энергичный, близкий к Путину и ничем не запятнавшийся. 

Де-факто сконцентрировавший власть в своих руках, Вайно окончательно добился подавления "Листопадной революции" (вернее, отдельных очагов беспорядков), отстранил от управления страной представителей команды Медведева и был вынужден поддержать ряд реформ, таких как например реформа ФСИН.

После возвращения Путина к работе, Вайно был официально объявлен преемником и началась его раскрутка.  Он, как премьер-министр стал постоянно проводить служебные поездки по стране (включавшие в себя и встречи с народом, например при посещении Тольятти он встретился с рабочими АвтоВАЗа), активизировались его выступления в средствах массовой информации, особенно по ТВ. Было заявлено, что Вайно будет участвовать в выборах президента-2024 от Общероссийского Народного Фронта, затем он был поддержан и партией "Отечество", "Гражданской силой" и рядом других спойлерных партий.

После официального заявления президента Путина о грядущей отставке (12 октября 2022 года) и начала подготовки к новым выборам. 1 января 2023 года, Вайно снова стал временно исполняющим обязанности президента. Во многом ради повышения собственного рейтинга и чтобы позиционировать себя в качестве демократа, Вайно президентским указом помиловал ряд политзаключенных по т.н "Московскому делу" и "Делу Листопадной революции". Первыми, с кем в качестве вр.и.о президента встретился Вайно стал министр финансов А.Л. Кудрин, а так же директор Сбербанка Г.О. Греф, что сразу вызвало обсуждения политологов. 

Предвыборная программа преемника в целом копировала путинские обещания, однако включала в себя поддержку различных инноваций (включая Нейронет) и практически не касалась внешней политики и вопросов обороны. Для легитимизации выборов, на них так же были зарегистрированы многочисленные спойлеры.

В марте 2023 года, Антон Вайно победил на выборах, получив 47,2% голосов. Однако, серьезный успех коммуниста Шаргунова, либералов Гудкова и Шлосберга, а так же откровенного "тролля" Пахомова в очередной раз убедили Вайно в необходимости дальнейшей демократизации (разумеется, под жестким контролем государства).

Президент 

После инаугурации, Вайно предложил Государственной думе в качестве премьер-министра Алексея Леонидовича Кудрина, который являлся компромиссом между провластными политическими силами и либералами, что впрочем вызвало негодование у КПРФ. 

Новый президент активно поддерживал первую волну "кудринских реформ" экономики и социальной сферы, а так же провел реформу государственного аппарата (создав "Центр управления реформами и реализации ключевых проектов", в обиходе - "Правительственный центр"), восстановил сроки работы президента и Государственной думы существовавшие до 2008 года, а так же поддерживал развитие крупных городов.

Крупнейшие корпорации, включавшие в себя и государственные ("Ростех", "Роснефть", "Газпром", "Сбербанк" и т.д) при Вайно укрепили свою роль, а в правительство вошли такие люди как Герман Греф (министр финансов), что вызвало обвинения в "окончательной олигархизации российского правительства".